Михаил Жуков (mikhailzhukov) wrote,
Михаил Жуков
mikhailzhukov

Category:

Пётр i Алексеевич, последний царь всея Руси — часть 4.

Пётр I Алексеевич, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский. Часть 4.

Рома́новы — русский боярский род, носивший такую фамилию с конца XVI века; с 1613 года — династия русских царей и с 1721 года — императоров всероссийских, а впоследствии — царей Польши, великих князей Литвы и Финляндии, герцогов Ольденбурга и Гольштейн-Готторпа и великих магистров Мальтийского Ордена. Отреклись от престола в марте 1917 года.


Портрет Петра I. Г. Схалкен. 1703-1706





0 (236x293, 30Kb)


В Переславле-Залесском на озере Плещеево была построена "потешная флотилия" Петра I. К лету 1692 года на воду Переславского озера была спущена флотилия – около сотни кораблей, вооруженных артиллерией и укомплектованных экипажами. То был первый русский военный флот – предвестник будущего морского могущества России.
Через год жажда настоящего морского простора уводит Петра в Архангельск, на Белое море, а переславские корабли остаются не у дел.


Дмитрий Кардовский. Петровская потешная флотилия на озере Плещеево 25 августа 1692 года


Быстро прошло время потешных военных игр. И не успели еще преображенцы и семеновцы стать в ряды войск, как Петр уже замыслил создание регулярных полков и терзался думами о строительстве своего морского флота. В июле 1693 года Петр выехал в Архангельск. Первая поездка на Север вдохновила его. Увидев иноземные корабли в Архангельске, как было не пожелать иметь свой флот, как было не пожелать расширения торговли с иноземцами.


Архангельский посад, XVII век



***


Шведские корабли в Архангельске





П. Ф. Соколов. Пётр I в Архангельске


Здесь он впервые увидел настоящие морские суда, вышел в Белое море на яхте, повстречался с истинными морскими волками и купцами иностранных кораблей. На о. Соломбала по его приказу была основана государственную верфь и началась постройка настоящих морских судов - яхты Святой Пётр и корабля Святой Павел. Кроме этого, царь заказал голландцам большой морской 44-пушечный фрегат Святое пророчество.


Фрегат «Святой Апостол Павел» Россия, 1694 год



«Яхта Святой Пётр». Игорь Родионов



Сергей Кириллов. Морским судам быть!


Приоритетом деятельности Петра I в. первые годы единовластия было продолжение войны с Крымом. С XVI века Московская Русь вела борьбу с крымскими и ногайскими татарами за обладание обширными прибрежными землями Чёрного и Азовского морей.
В ходе этой борьбы Россия столкнулась с Османской империей, покровительствующей татарам. Одним из опорных военных пунктов на этих землях была турецкая крепость Азов, расположенная при впадении реки Дон в Азовское море.


План крепости Азов



Азовская крепость


1695 – 1696 годы – Петр I предпринимает Азовские походы. Целью их было обеспечить России выход к морю и обезопасить южные границы, где хозяйничали турки.

Весной 1695 г. часть русской армии под командованием Бориса Шереметева двинулась по Днепру к Крыму, а главные силы с царем Петром во главе подошли к Азову.


Прием посольства Бориса Петровича Шереметева на Мальте в 1698 г. Неизвестный гравер. Конец XVII - начало XVIII вв.



Портрет графа Б. П. Шереметева, около 1710



Тарас Шевченко. Шереметев, Борис Петрович. Гравюра 1844



Антипьев, Петр Антипьевич (около 1744 -1784), с оригинала И. П. Аргунова (1752-1802). Портрет графа Б. П. Шереметева Россия, вторая половина XVIII в.



Портет генерал-фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева. Неизвестный художник. 1730-ые гг.



Аргунов, Иван Петрович (1729-1802). Портрет фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева Россия, около 1750



Аргунов, Иван Петрович (1729-1802). Портрет фельдмаршала графа Б. П. Шереметева 1753



Иван Аргунов. Портрет фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева. 1760



Неизвестный западноевропейский художник. Портрет фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева


Трехмесячная осада окончилась неудачей. Основной причиной являлось отсутствие у русских флота, вследствие чего было невозможно блокировать крепость с моря. В октябре 1695 г. войска Петра I ушли из-под Азова.

Отвлекающий поход русской армии под командой Б.П. Шереметева был более удачен. В июне 1695 г. русские войска осадили Казы-Кермен, турецкий форпост в низовьях Днепра. 30 июля, взорвав подземную мину у стены, они ворвались в крепость.


Взятие Казы-Кермена. 30 июля 1695 г.


В честь этой победы была создана аллегорическая гравюра на взятие Казы-Кермена. На ней изображен торжественный въезд в крепость Петра I на колеснице, запряженной двумя львами, хотя государь и не принимал участия в штурме крепости. За ним скачет с булавой в руке гетман Иван Мазепа, который в то время еще не изменил интересам России. Позади него едет со свитой Б.П. Шереметев.


План осады и покорения Азова русской армией в 1695 и 1696 годах



Взятие Азова, 19 июля 1696 г. В центре, на конях, Царь Пётр I и воевода Алексей Шеин. Андриан Шхонебек


Зимой 1695–96 годах года началась подготовка к новому походу. В Воронеже развернулось строительство гребной русской флотилии, причем самодержец принимал в нем личное участие.


Воронеж (на берегу реки - памятник Петру Великому)



К. де Бруин. Воронежский Адмиралтейский двор. 1703



Воронежская верфь



Строительство кораблей на воронежских верфях



Корабли Петра I, построенные в Воронеже



Азовский флот


За короткое время была построена флотилия из разных судов во главе с 36-пушечным кораблем «Апостол Пётр».


Парусно-Гребной Фрегат «Апостол Петр»


Галера Принципиум 27 мая в составе флота впервые вышла в Азовское море, а в июне участвовала в блокаде с моря осажденной русскими войсками турецкой крепости Азов, закончившейся капитуляцией ее гарнизона.


Юрий Кушевский. Спуск галеры «Принципиум» на воронежской верфи 3 апреля 1696 года



Галера «Принципиум». Игорь Родинов


И ещё одно необычное дело затеял наш государь. Он прекрасно понимал, что со строительством флота встанет вопрос и о морской пехоте для будущей флотилии. С этой целью под Москвой в селе Преображенском началось создание своего рода первого соединения российской морской пехоты – Морского регимента (Морского полка). Он создавался из рот находившихся там полков. Всего для его формирования было выделено 28 рот. Командиром Морского регимента был назначен ближайший сподвижник Петра I – Франц Лефорт, которому в связи с этим было присвоено звание адмирала. Сам царь в чине капитана стал командиром 3 роты этого полка.


Франц Лефорт - командир Морского регимента. Книжная иллюстрация



Петр I во время командования им 3-й ротой Морского регимента. Книжная иллюстрация


Официальной датой создания Морского регимента считается 18 февраля 1696, когда состоялся его первый царский смотр. Морской полк активно участвовал во взятии Азова. Просуществовал он до 30 сентября 1696, до церемонии торжественного входа русских войск, участвовавших во взятии Азова, в Москву. Во главе триумфального марша шел Морской регимент. Затем в этот же день состоялся его тожественный марш в Кремле, после чего его роты разошлись по казармам своих прежних полков и Морской регимент прекратил свое существование. Знамя полка было передано в Оружейную палату в Кремле.

В апреле 1696 г. начался второй Азовский поход. Вниз по Дону двинулись два 36-пушечных фрегата, 23 галеры и множество стругов. На этот раз поход возглавили - Алексей Шеин - правнук легендарного защитника Смоленска и Франц Лефорт.


Алексей Семёнович Шеин Г. Афонасьев



Портрет адмирала Франца Яковлевича Лефорта


Крепость была блокирована с моря и суши, после полуторамесячной осады турки сдались. Созданный Петром флот обеспечил взятие Азова. В Азове Пётр Алексеевич I устроил первый морской порт.


Взятие Азова 18 июля 1696г. Корабль «Апостол Петр» и галеры Азовского флота. (с гравюры Шхонбека)



Взятие Азова



Взятие турецкой крепости Азов. Игорь Родинов



Взятие Азова. Роберт Кер Портер



Взятие крепости Азов. Андрей Тронь



Фрагмент диорамы Взятие турецкой крепости Азов войсками Петра I в 1696 г. Арсений Чернышов



Триумф на взятие Азова. Гравюра Нахтгласса. 1700



Барельеф в честь взятия турецкой крепости в Азове в 1696 году




Результатом Азовских походов стал захват крепости Азов, начало строительства порта Таганрог, возможность нападения на полуостров Крым с моря, что значительно обезопасило южные границы России.


План крепости и гавани. Э.-Ф. Боргсдорф, 1698 г.


Однако получить выход к Чёрному морю через Керченский пролив Петру не удалось: он остался под контролем Османской империи. Сил для войны с Турцией, как и полноценного морского флота у России, пока не было.

Для финансирования строительства флота вводятся новые виды податей: землевладельцы были объединены в так называемые кумпанства по 10 тыс. дворов, каждое из которых на свои деньги должно было построить корабль. В это время проявляются первые признаки недовольства деятельностью Петра.

После Азовских походов (1695–1696) возникает второй заговор против царя. Во главе его стоял думный дворянин И. Циклер, посланный Петром руководить постройкой Таганрога и считавший это назначение незаслуженной опалой. К нему примкнул сокольничий А. Соковнин, возмущенный отправкой за границу двоих своих сыновей для учебы, и стольник Ф. Пушкин, недовольный назначением своего отца воеводой в Азов.



Заговорщики установили контакт с некоторыми стрелецкими начальниками и донскими казаками, но 23 февраля 1697 г. заговор был раскрыт. Петр спешил за границу, куда отправлялся в составе Великого посольства и поэтому следствие было проведено очень быстро – уже 2 марта Боярская дума приговорила главных заговорщиков к смертной казни.


А. И. Шарлемань. Петр I накрывает заговорщиков в доме Циклера 23 февраля 1697 года (1884)

Tags: Живопись, История
Subscribe

Posts from This Journal “История” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments